Тел. (8312) 612-818, (8312) 607-918
Нижегородский учебный центр
О нас
Для кого мы работаем
Наши цели
Как мы достигаем целей
Направления работы
- Саморазвитие и самопознание
- Психология в бизнесе
- Психология взаимоотношений
  между мужчиной и женщиной
Тренинги
Психология успешного и богатого человека. Тренинг привлечения денег.
Психология в бизнесе:
- Работа по изменению себя
- Большие и маленькие секреты
  работы с клиентами
- Создание своего бизнеса
Новости
Статьи
- Известные психологи мира
- Занимательная психология
- Эмоции
Контакты
 


Основной тип - завиток  
 


Основной тип - петля  
 


Основной тип - дуга  
  написать нам письмо: iren_1@mail.ru добавить в закладки
Статьи

На этой странице мы предлагаем
Вашему   вниманию   некоторые
интересные статьи по психологии
на  различные  темы.

Известные психологи мира

Райх Вильгельм

Райх Вильгельм (1897-1957) - австрийский психолог и психиатр. Разработал собственную психологическую систему: теорию оргазма, ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям - от теории сексуальной революции до теории космической энергии. В этот период была написана его основополагающая работа 'Функция оргазма' (1927). Получил широкую известность благодаря разработке на основе своих психоаналитических представлений лево-радикальной социальной теории, претендующей на новое объяснение классовой борьбы и пролетарской революции. Принадлежал ко второму поколению критиков Фрейда в области психоанализа, выступившим вслед за Юнгом и Адлером, причем для Райха характерен отказ от 'консервативности' классического фрейдизма. Был близок к Фрейду, Фромму и Хорни, занимая как бы промежуточное положение между фрейдизмом и неофрейдизмом.
Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности: отказался от его психологического подхода в пользу соматическо-натуралистического и тем самым возвратился к воззрениям предшествующего биологизаторского направления в сексологии. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, т.н. 'генитальную теорию невроза', согласно которой непосредственная причина невроза заключается в невозможности разрядить сексуальную энергию. В этот же венский период была создана его теория личности и были предложены 'более активные и эффективные методы терапии'.
Изучение социальных причин неврозов побудило Райха заинтересоваться марксизмом. Он переезжает в Берлин, вступает в германскую коммунистическую партию. В 1930-33 Райх обращается к анализу немецкого фашизма и создает свои гл. произведения социально-политической направленности: 'Анализ характера' (1933), 'Социальная психология фашизма' (1933) и ряд работ, объединенных впоследствии под общим названием 'Сексуальная революция' (1945). В них Райх утверждал, что 'невротический характер' -личность, формирующаяся в условиях подавления сексуальности, склонна к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. В фашизме Райх усматривал 'диагноз коллективного невроза' (причем не только в нацистской Германии, но и в большевистской России). Для устранения общества 'невротических характеров' необходимо 'раскрепощение' сексуальности. Ему Райх отводил центр, место в своих футурологических проектах.
В этот период Райх выступил как один из первых и наиболее влиятельных представителей леворадикального фрейдизма (т.н. 'фрейдо-марксизма'), развернул психоаналитическую аргументацию в защиту анархо-гедонистической морали, доказывал необходимость сексуальной революции. Ее он противопоставил установкам основанной М. Хиршфельдом Всемирной лиги половой реформы, чья буржуазно-реформистская программа не предусматривала изменение классово-экономических основ капиталистического строя. Со своей стороны Райх выдвинул леворадикальную программу 'революционного действия', которая десятилетия спустя свелась в молодежной контркультуре к организации неоанархистских коммун и экспериментам с антиавторитарным воспитанием детей. Согласно теории сексуальной революции Райха, в основе классовой борьбы лежит стремление освободить половое влечение от социального подавления, и поэтому устранение 'репрессивной сексуальности' является предпосылкой пролетарской революции. Решающее значение придается радикальному изменению традиционной половой морали и полового воспитания (прежде всего в детском возрасте), а главное - отказу от 'буржуазной семьи - самой важной идеологичекой фабрики капитала'. Эти положения отразили не столько необходимость раскрепощения личности от уз патриархального быта и доминирования интересов собственности в брачно-семейных отношениях, сколько деструктивные явления кризисной обществ, ситуации: катастрофическое ослабление уз брака и института семьи, пропаганду культа секса, распространение проституции и порнографии.
Полагая, что социально-политическую борьбу за переустройство 'репрессивного' общества следует превратить в сексуальную революцию, Райх разработал доктрину 'сексуальной политики' и попытался реализовать ее на практике. Первоначально он создал в Германии широкое 'сексуально-политическое' движение молодежи, в которое вошли и молодые нацисты, и рабочие левой ориентации и студенты. Затем при компартии под руководством Райха был создан Германский государственный союз пролетарской сексуальной политики.
В следующий период Райх отходит от политической деятельности. Он переезжает в Норвегию, и в Осло основывает новую школу психосоматической терапии. В 1934-37 на основе своих сексологических представлений проводит эксперимент, исследующий биоэлектрический потенциал половых органов. Полученные результаты Райх истолковывает как открытие им (в 1939) оргона - уникального вида энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Однако он не нашел понимания со стороны норвежских ученых и из-за гонений в прессе был вынужден покинуть страну.
В 1939 он получил приглашение от Американской психосоматического медицинского движения и при поддержке Малиновского переехал в США вместе со своей лабораторией оргонной энергии. В Нью-Йорке до 1941 он - профессор медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. В этот период он осмысливает понятие сексуальной энергии уже натурфилософски, как космическую 'оргонную' энергию. В ряде работ - 'Эфир, Бог и дьявол' (1949) и др. им была изложена натурфилосская концепция оргона, согласно которой эта универсальная, всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ.
В 1940 Райх сконструировал аккумулятор витальной энергии космоса - оргона, обсуждал вызванные им эффекты с Эйнштейном и утверждал, что этот прибор пригоден для лечения различных телесных и психических заболеваний, от истерии до рака. Райх умер в тюрьме Пенсильвании, проведя в заключении 8 месяцев из назначенного ему двухлетнего срока за игнорирование судебного запрета на использование аккумулятора энергии оргона.

( По материалам сайта "Психология на RIN.ru" http://psy.rin.ru  )

[вверх]
Занимательная психология

Что такое дерматоглифика ( Н.Н. Богданов )

Насколько особенности кожного рельефа действительно могут служить характеристикой каких-либо принципиальных особенностей человеческого организма, а не являются по отношению к нему чем-то внешним?

Попытаемся ответить на этот вопрос. Поскольку кожа происходит из тех же самых эмбриональных зачатков, что и нервная система млекопитающих, ее узоры можно считать оригинальным маркером морфологической организации мозга. Роль центральной нервной системы в эмбриональной детерминации развития других органов, а затем и в физиологической регуляции их деятельности в настоящее время доказана. Из этого следует, что, оценив тип нервной системы организма, мы достаточно полно характеризуем и его тип в целом. К сожалению, никаких прямых параллелей между дерматоглифами и параметрами морфологической организации нервной системы до сих пор не получено. Однако накоплено немало косвенных данных, позволяющих считать дерматоглифический подход адекватным в изучении мозга приматов, в том числе и человека. Часть из них получена в клинических наблюдениях, многолетний опыт которых показывает, что отклонения в характере волярного узора всегда сопровождаются нарушениями морфогенеза центральной нервной системы. Конечно, в этих случаях речь идет о грубых отклонениях в дерматоглифической картине.
Термин "дерматоглифика" был предложен Х.Камминсом и Ч.Мидло в 1926 г. и в переводе на русский язык означает "гравировка кожи". Любопытно, что на древнем санскиритском языке "печать" и оттиск пальцев обозначаются одним словом. Интерес к особенностям рисунка на ладонях и пальцах человека возник давно. Научные описания кожных узоров встречаются еще в работах анатома и эмбриолога М.Мальпиги (1686). В 1823 г. один из крупнейших биологов того времени Я.Пуркинье предложил свою классификацию пальцевых узоров, во многом согласующуюся с современной. Родоначальником дерматоглифики как науки по праву считают Ф.Гальтона, чьи работы в немалой степени способствовали развитию этого направления. Среди отечественных специалистов одним из первых был М.В.Волоцкой, занимавшийся этнической дерматоглификой и генетикой пальцевых узоров. В конце 30-х годов началось изучение кожных узоров при наследственных заболеваниях, вызываемых различными хромосомными аномалиями. Известно, что узоры гребневой кожи, названной так по гребешкам, ее образующим, уникальны для каждого индивидуума, благодаря чему уже более ста лет они используются в криминалистике для идентификации личности. Однако несмотря на все индивидуальное многообразие, дерматоглифы достаточно легко классифицируются. Так, на пальцах человека выделяют всего три типа узоров: высокой (завитки), средней (петли) и низкой (дуги) степени сложности. Через "игольное ушко" этих трех типов проходит вся человеческая индивидуальность!

Дерматоглифику не следует смешивать с хиромантией. Мы не имеем ни возможности, ни желания клеймить ее как лженауку. Однако необходимо подчеркнуть, что хиромантия и дерматоглифика оперируют совершенно различными вещами! Первая берет на себя смелость предсказывать различные события в будущем и угадывать их в прошлом, опираясь на особенности так называемых "белых линий" ладоней, полагая, что они появляются уже после рождения человека, способны значительно меняться в течение его жизни и после смерти утрачиваются. Кто и зачем "рисует" и "стирает" на наших ладонях различные "белые линии" нам не известно. Вторая же обращается к узорам гребневой кожи, которые, заложившись к 13-й неделе внутриутробного развития организма, никогда уже не меняются! Общность эмбрионального происхождения кожи и нервной системы служит гарантом адекватности дерматоглифических данных в изучении мозга. За кожными узорами стоят сложные процессы роста и дифференцировки тканей в период онтогенеза.



Характер по пальцам

Родители часто страдают оттого, что плохо понимают свое чадо. То с ним связывают слишком большие надежды, а они не оправдываются. То хотят, чтобы ребенок был точь-в-точь, как они сами, а он совсем не такой.

Cтарший научный сотрудник, кандидат медицинских наук Николай Богданов предлагает свою методику, как узнать характер ребенка с помощью отпечатков пальцев. Скольких ошибок могли бы избежать родители, если бы заранее знали о некоторых особенностях психического склада своего ребенка и не "тратили порох" зря! В этом может помочь разобраться знание некоторых особенностей так называемых гребневых узоров. Они расположены на внутренней поверхности рук. В том числе на кончиках пальцев. Их не зря используют для установления личноcти человека. Более того узоры много рассказывают о своем обладателе. Нужно только понимать этот ЯЗЫК. Следует сразу oговориться, что к хиромантии подобная диагностика никакого отношения не имеет. Она называется дерматоглификой.
Между ней и хиромантией столь же мало общего, как между астрологией и астрономией. Спросите астронома о зодиакальных созвездиях, и он нам расскажет о строении, химическом составе, происхождении небесных тел. Но если нас интересуют гороскопы, вы ничего, кроме разочарования не получите. Хиромантия имеет дело с так называемыми белыми линиями ладоней, которые в течение жизни существенно изменяются. А узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека. Отсюда уже один шаг и до его поведения, характера.
Как же научиться "читать" по руке? Очень просто. Узоры на кончиках наших пальцев бывают трех типов. Чаще других встречаются "петли". Если у вашего ребенка на пальцах большое число петель, не стоит огорчаться из-за того, что этот рисунок, так сказать, банален. Зато характер у таких детей "золотой". Они спокойны, доброжелательны, покладисты. отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", зато домашние задания выполняют старательно. Они очень ответственны, но особой инициативы проявлять не станут. Как правило, такие ребята легко заводят друзей.
А вот обладатели большого числа завитков производят впечатление людей "себе на уме". В дружбе они очень разборчивы. Часто не доводят начатое дело до конца, хотя если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Порой удивляют учителя и родителей неожиданной удачной инициативой. За это приходится многое им прощать. Правда, встречаются такие люди редко. Гораздо чаще на руках у человека бывает всего один-два завитковых узора, и он ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Бывает и так, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки. В таком случае ребенок часто ведет себя, мягко говоря, неуравновешенно. Если завитки расположены на пальцах правой руки, то он хотя и вспыльчив, но отходчив. Если наоборот - будет молчать, надолго затаив обиду. У тех, кто при письме и еде предпочитает левую руку, завиток чаще всего 'располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке - петля. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание па музыкальные способности. Чрезвычайно редко у людей такой узор располагается только на большом пальце левой руки, а на правом - петля. Они очень ранимы и злопамятны. Лучше не давить на такого ребенка, да и ссориться с ним нужно поостеречься. Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Если они на указательных пальцах, это еще ничего, а вот если на других, то такие люди весьма своеобразны. Обладатель большого числа дуг всегда и везде считает себя "носителем истины". Это далеко не всегда приятно для окружающих. Переубедить такого ребенка, заставить признать свою ошибку не удастся. Да и не нужно. На ошибках такие ребята не учатся. Впрочем, это искупается тем, что они незлопамятны и откровенны. А если уж улыбаются, так действительно рады. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность. В все лишнее отсекается. Но это только самые общие принципы. Характер человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.


( По материалам сайта Н.Н.Богданова, посвященного дерматоглифике http://finger-prints.8k.com  )

[вверх]
Эмоции

Юмор - это серьезно ( Т.В. Иванова )

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива, страны, нации, независимо от политической обстановки и условий жизни. В наше непростое демократическое время, характеризующееся, прежде всего, свободой слова заметно увеличенное внимание к сатире и юмору как средствам коммуникации людей. Подтверждением может служить обилие телепередач юмористической направленности, популярность большого числа писателей-сатириков, кинокомедий.
Ни одно периодическое издание не обходится без элемента комического - анекдота или карикатуры. Признак "нашего времени" - обилие рекламы, которая часто использует юмор в качестве средства воздействия. С другой стороны, смеха становится все меньше. Юмор теряет былую остроту. Вседозволенность снимает ореол запрета и святости с многих социальных тем. Постараемся ответить на конкретные вопросы: каково социальное предназначение комического, какие функции берет на себя юмор в регуляции человеческих взаимоотношений, зачем человеку нужен смех? Один из возможных кратких ответов может быть сформулирован так: вызывать эмоции. Но какие и зачем?
Только ли положительные во главе с радостью и только ли для развлеченья? Задумаемся над тем, зачем вообще человеку нужны эмоции? Психология утверждает, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Это означает, что эмоции определяют поведение и способны его изменять. Что же может изменить юмор? Главным предназначением комического, естественно, является веселье, доставление радости, рождение смеха. Но есть и другие, не менее значительные и интересные моменты.
Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта 'вечные истины' , нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо ( анекдот, каламбур). Все эти вызванные юмором состояния могут сопровождаться разными вариантами смеха. И как следствие - содействовать изменению поведения личности.
Существует много видов смеха. Теоретик и историк советской кинокомедии Р.Юренев, пишет так: "Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех".
Все ли смеются одинаково? Смех смеющегося - 'зеркало' его души... По тому, как, когда, над чем смеется каждый из нас, можно кое-что узнать и о 'внутреннем устройстве' человека. Можно рассмеяться так, что рассмеются все, кто рядом, а можно легкой улыбкой довести до слез и агрессии. Юмор - дело тонкое, опасное и ... прекрасное! При умелом использовании может высветить все сверкающие грани любой личности. Следующий спорный, достойный обсуждения вопрос: смех- это только человеческое явление? Смеются ли животные или, к примеру, представители других цивилизаций?
До других планет пока далеко, а вот по поводу высших животных можно порассуждать... Им, несомненно, 'доступны' все основные эмоциональные состояния. Многие согласятся с тем, что 'грустные глаза собаки', 'озорство и веселье котенка', 'чувство страха и даже вины кота, съевшего сметану'- это не 'перенос' человеческого на распознавание состояния животного. Это - объективное проявление 'невербального' поведения, т.е. внешнее проявление эмоций при помощи поз, жестов, мимики. Значит, например, радость- это общая базовая эмоция для животных и человека. И проявляться она вполне может как-то аналогично. 'Улыбка на мордочке кошки', бывает видна? Да! И не только на мордочке...
Наверное, можно утверждать, что элементы смеха в какой-то упрощенной форме проявляются и у животных, по крайней мере, у тех, кто долго живет с человеком (наблюдать за дикими животными гораздо труднее...). Необходимо вспомнить о разграничении понятий 'смешного' и 'комического'. Комическое- конечно же, понятие социальное- т.е. связанное только с человеческим обществом. Такие термины, как ирония, сарказм и т.п. не следует употреблять для описания проявлений эмоций у животных. Но мнение зоопсихологов по этому вопросу очень любопытно. Смеется ли человек в одиночестве? Прав ли А.Бергсон, утверждая, что 'смешно не бывает одинокому'?
А если человек, будучи один на один с собой сделал неловкое движение, по рассеянности 'вместо валенок перчатки натянул себе на пятки', заметил это и ...рассмеялся? Разве не может каждый из нас вспомнить такие случаи из своей жизни? Или это вторичное 'отражение'? Человек просто представляет себе, как он смотрелся бы со стороны, как засмеялись бы люди, если бы они его увидели в этот момент?
Тогда А.Бергсон прав. Может быть непроизвольный смех в каких-то обстоятельствах- это психологическая защита, подобная 'забыванию неприятного' или 'агрессия при бессилии иди страхе'? Наверное, именно это имел в виду З.Фрейд, когда говорил об 'экономии' психической энергии за счет остроты . Чем тратить душевные силы на то, чтобы скрыть обиду, лучше посмеяться над собой, направив сохраненную энергию на другие дела. Эмоциональный аспект комического соприкасается с таким понятием как чувство юмора, занимающего в перечне социальных чувств человека одно из главных мест, наравне с чувством долга, справедливости и т.д.
А.Маслоу включил обладание чувством юмора в перечень характерных особенностей самоактуализирующейся ( высокоразвитой) личности. Н.А.Лук, например, различает понятия 'чувство юмора' и 'остроумие' . Один и тот же человек, по его мнению, может обладать чувством юмора и не быть остроумным, а бывает и наоборот - бойкий и удачливый острослов начисто лишен чувства юмора. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного.
Отличительной чертой чувства юмора является способность посмеяться над собой. Над чем смеется Россия сегодня? Какие темы привлекают внимание юмористов? К 'вечным' темам можно отнести следующие: мужчина и женщина, здоровье, семья, воспитание детей. Новыми для последних лет являются темы рекламы, экологии и НЛО, религии, популярных телепередач, проблемы безработицы. Наиболее представительны по количеству рисунков темы алкоголизма и курения, новых экономических отношений (новые русские), отношений между мужчиной и женщиной. Менее значимые темы- питание, транспорт, цены-магазины. Зачем мы высмеиваем себя и друг друга? Потому что хотим стать лучше! Смех в чистом виде, смех как эталон - это радостный, веселый смех, характерная особенность и вечный спутник комического. Радость, а значит и смех, имеет свои явные преимущества:

  1. Увеличивает способность человека познать и оценить мир.
  2. Счастливый человек (смеющийся) гораздо более способен увидеть красоту и добро в природе и в человеческой жизни.
  3. Заставляет человека почувствовать, что существуют разнообразные связи между ним и миром.
  4. Связана с энергетическим подъемом,
  5. ... с ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии.
Юмор - это ... очень серьезно!

[вверх]
о нас тренинги новости статьи контакты
Design&Making-up by AUVY, 2004 E-mail: auvy@mail.ru
Используются технологии uCoz